Вклад Александра Афанасьевича Потебни в изучение фольклора и литературы заключается в следующем:
- Создание учения о внутренней форме слова. 14 Потебня выделил в поэтическом слове три составных элемента: внешнюю форму (звучание), значение (семантику) и внутреннюю форму (образ). 1 Благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. 4
- Разработка аналогии между структурой слова и структурой поэтического произведения. 1 Потебня обнаружил те же три элемента в художественном произведении. 1
- Обоснование противопоставления поэзии и прозы. 1 Потебня считал, что прозаическим становится слово, утрачивающее в результате нарастания абстрагирующих тенденций в языке свою внутреннюю форму. 1
- Трактовка поэзии как особой формы познания. 1 Потебня утверждал, что познание происходит не путём анализа, как в науке, а посредством сравнения жизненного опыта с типичными и общезначимыми поэтическими образами. 1
- Изучение мифа как особого феномена в развитии мышления. 3 Потебня интерпретировал миф как «акт сознательной мысли, акт познания», выступающий первой ступенью в «объяснении неизвестного». 3
- Сбор фольклорных и историко-культурных материалов. 3 Потебня был собирателем русского и украинского фольклора, доказал единство базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух славянских народов. 3
- Издание «Слова о полку Игореве» с комментариями Потебни. 1
Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов. 3