Вклад Александра Афанасьевича Потебни в изучение фольклора и литературы заключается в следующем:
- Создание учения о внутренней форме слова. old.bigenc.ru ru.ruwiki.ru Потебня выделил в поэтическом слове три составных элемента: внешнюю форму (звучание), значение (семантику) и внутреннюю форму (образ). old.bigenc.ru Благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. ru.ruwiki.ru
- Разработка аналогии между структурой слова и структурой поэтического произведения. old.bigenc.ru Потебня обнаружил те же три элемента в художественном произведении. old.bigenc.ru
- Обоснование противопоставления поэзии и прозы. old.bigenc.ru Потебня считал, что прозаическим становится слово, утрачивающее в результате нарастания абстрагирующих тенденций в языке свою внутреннюю форму. old.bigenc.ru
- Трактовка поэзии как особой формы познания. old.bigenc.ru Потебня утверждал, что познание происходит не путём анализа, как в науке, а посредством сравнения жизненного опыта с типичными и общезначимыми поэтическими образами. old.bigenc.ru
- Изучение мифа как особого феномена в развитии мышления. hrono.ru Потебня интерпретировал миф как «акт сознательной мысли, акт познания», выступающий первой ступенью в «объяснении неизвестного». hrono.ru
- Сбор фольклорных и историко-культурных материалов. hrono.ru Потебня был собирателем русского и украинского фольклора, доказал единство базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух славянских народов. hrono.ru
- Издание «Слова о полку Игореве» с комментариями Потебни. old.bigenc.ru
Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов. hrono.ru