Вклад А. С. Макаренко в развитие мировой педагогики заключается в следующем:
- Создание и обоснование социально-производственного воспитания. 1 Макаренко доказал эффективность воспитания будущих граждан не просто в процессе трудовой деятельности, а именно в процессе производства, в условиях реально действующих производственных отношений. 1
- Введение в научный оборот ряда идей и методов, связанных со стимулированием деятельности детей. 1 Педагог связал влияние на детей примера поведения и авторитета воспитателя с уровнем и эффективностью его профессиональной деятельности, заложил основы теории поощрения и наказания. 1
- Разработка концепции проектировки личности. 3 Макаренко утверждал, что человек становится полноценной личностью в семье и коллективе. 3 Главная задача педагога — не воздействовать на ребёнка, а содействовать его развитию, стимулировать верное направление этого развития. 3
- Создание педагогики отношений. 2 Это направление было направлено на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, труда и культуры, реализацию идеи воспитания на основе разновозрастного принципа организации первичного коллектива. 2
- Предложение конкретных методик воспитания. 2 Макаренко предложил метод «создания событий» (воспитательных ситуаций, имеющих поворотное значение), авансирование воспитанников «завтрашней радостью», коллективное осуждение, «педагогический взрыв». 2
В 1988 году А. С. Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. 4