Вклад М. Н. Скаткина в развитие педагогики включает:
- Создание учебно-методического комплекса по естествознанию для начальной школы. 14 Учёный разработал интегрированные учебники, учебные программы и методические пособия для учителей. 14 Комплекс способствовал формированию у учащихся целостного восприятия окружающего мира. 1 Учебник М. Н. Скаткина «Естествознание» под названием «Природоведение» переиздавался свыше 80 раз, в том числе на разных языках и в различных странах. 4
- Разработка инновационной концепции политехнического образования. 1 Учёный сформировал первую отечественную научную школу педагогов-политехнистов. 14 Также он разработал и систематизировал методику сбора и обобщения банка передовых приёмов и методов педагогического труда. 14
- Разработка социально-педагогических и психологических основ формирования научного мировоззрения школьников. 1 Это произошло в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов. 1
- Разработка фундаментального закона социальной взаимообусловленности и взаимосвязи воспитания, образования и педагогической науки. 1
- Разработка ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения, который учёный выделил как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 году. 23
- Содействие формированию культурологической концепции определения содержания общего образования. 1 Также М. Н. Скаткин обосновал содержание и формы осуществления общего образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни общества, модернизации системы образования и педагогической науки. 1
Исследования М. Н. Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. 23