Вклад Льва Толстого в развитие теории свободного образования заключается в следующих аспектах:
- Утверждение о недопустимости принудительного воспитания. web.archive.org ru.ruwiki.ru Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребёнка, Толстой утверждал, что учителя не имеют права воспитывать детей в духе принятых принципов. web.archive.org ru.ruwiki.ru
- Идея свободы выбора. web.archive.org ru.ruwiki.ru Ученики должны сами решать, чему и как учиться. web.archive.org ru.ruwiki.ru Дело учителя — следовать и развивать природу ребёнка. web.archive.org ru.ruwiki.ru
- Создание первой в России школы свободного образования. ug.ru В Яснополянской школе не было определённой программы преподавания, а занятия строились на основе «свободных диалогов» учителя с учениками, обсуждения художественных рассказов. web.archive.org ug.ru
- Формула свободного образования. ug.ru Из собственного педагогического опыта Толстой вывел формулу: «Пускай учат, насколько умеют, пускай учатся, насколько хотят». ug.ru
- Понятие «народное образование». ug.ru Толстой понимал его как свободное от влияния государства. ug.ru Он утверждал, что правительство и общество должны содействовать процессу образования народа. cyberleninka.ru
Лев Толстой написал фундаментальные работы в области образования, такие как «Азбука», «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения», «О народном образовании». web.archive.org ru.ruwiki.ru