Вклад Льва Толстого в развитие теории свободного образования заключается в следующих аспектах:
- Утверждение о недопустимости принудительного воспитания. 12 Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребёнка, Толстой утверждал, что учителя не имеют права воспитывать детей в духе принятых принципов. 12
- Идея свободы выбора. 12 Ученики должны сами решать, чему и как учиться. 12 Дело учителя — следовать и развивать природу ребёнка. 12
- Создание первой в России школы свободного образования. 3 В Яснополянской школе не было определённой программы преподавания, а занятия строились на основе «свободных диалогов» учителя с учениками, обсуждения художественных рассказов. 13
- Формула свободного образования. 3 Из собственного педагогического опыта Толстой вывел формулу: «Пускай учат, насколько умеют, пускай учатся, насколько хотят». 3
- Понятие «народное образование». 3 Толстой понимал его как свободное от влияния государства. 3 Он утверждал, что правительство и общество должны содействовать процессу образования народа. 4
Лев Толстой написал фундаментальные работы в области образования, такие как «Азбука», «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения», «О народном образовании». 12