Вклад Л. Н. Толстого в развитие педагогики заключается в следующем:
- Развитие теории открытого воспитания школы Ж. Ж. Руссо в отечественной педагогике. 1 Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. 1 В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться. 1
- Создание самобытной педагогической системы, построенной на собственных религиозно-философских идеях. 1 Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. 3
- Написание фундаментальных работ в области образования, таких как «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). 1
- Разработка принципа прочности в обучении. 3 Толстой наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приёмов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. 3
- Уделение особого внимания активизации учебного процесса. 3 Толстой разработал целую систему различных методов и приёмов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. 3
- Призыв уважать личность ребёнка. 4 Толстой приветствовал индивидуальный подход к воспитанию, так как считал, что все дети обладают разными нравственными и умственными способностями. 4
- Порицание угнетения ребёнка. 4 Толстой был яростным противником применения насильственных методов, наказаний и унижений в отношении детей. 4
Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля и многих других педагогов конца XIX — начала XX века. 1