Вклад И. П. Иванова в развитие педагогической науки заключается в разработке и внедрении методики коллективных творческих дел (КТД). 12
Некоторые аспекты вклада:
- Инновационность методики. 2 Она позволяла организовывать воспитательный процесс детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности. 2 Методику характеризовали самостоятельность и инициативность детей, а также общественная значимость выполняемой деятельности. 2
- Создание социально-педагогического движения. 25 На основе описанной И. П. Ивановым методики по всей стране начали появляться коммунарские отряды и клубы, включающие школьников, студентов, педагогов. 2
- Введение понятия «забота». 4 И. П. Иванов впервые использовал его как педагогическую категорию, считая основной духовно-нравственной категорией воспитания. 4
- Разработка «педагогики общей заботы». 4 Она была направлена на становление и развитие личности каждого школьника в процессе личностно-значимой деятельности, которая имела социальную направленность. 34
И. П. Иванов организовал педагогическое сообщество — Коммунарское Макаренковское Содружество (КМС), которое пропагандировало и внедряло технологию КТД как современную модификацию технологии воспитания в коллективе А. С. Макаренко. 1