Вклад Ханса-Георга Гадамера в философию герменевтики заключается в следующем:
- Трактовка понимания как способа человеческого бытия. 35 Гадамер рассматривал понимание не в теоретико-познавательном, а в онтологическом плане. 5 Это повлекло за собой радикальный пересмотр содержания и целей герменевтики. 5
- Введение понятия «герменевтического круга». 35 По Гадамеру, чтобы понять смысл отдельных частей текста, необходимо определённым образом понимать целое, то есть обладать его «предпониманием». 3
- Разработка диалогической структуры понимания. 35 Понимание имеет вопросно-ответную структуру: понять текст — значит понять вопрос, который этим текстом ставится, а не навязывать тексту посторонний вопрос. 5
- Введение представления о языковом горизонте понимания. 4 Гадамер утверждал, что только в языке бытие может раскрыться и стать понятным. 4 Язык заключает в себе всю совокупность смыслов: каждое языковое выражение находит своё основание в этой всеохватывающей совокупности. 4
- Выдвижение понятия «действенной истории». 3 Гадамер выступал против сведения герменевтики к разработке методологии интерпретации текстов. 3 Он утверждал, что всякий акт истолкования текста определён предшествующей историей (традицией) его интерпретаций, но сам он, в свою очередь, включён в традицию, «соопределяет» последнюю. 3
Гадамеровская герменевтика оказала значительное влияние на формирование нового образа философии и новой методологии гуманитарного знания не только в Германии, но и в других странах мира. 1