Вклад философских течений Возрождения в развитие гносеологии заключается в следующем:
- Определение предмета познания. 4 Предметом познания в философии Возрождения стала природа, а цель познания — её покорение. 4
- Развитие диалектики познавательного процесса. 4 Многие философы выступали против сенсуализма и рационализма. 4
- Уделение внимания методу познания. 4 Философы уделяли внимание эмпирическому или теоретическому методу познания, обоснованию правил метода, анализу правил морали, которые следуют из правил метода. 4
- Развитие учения об истине. 4 Проводился анализ соотношения истинного, достоверного и вероятностного знания, выдвигалась проблема критерия истины. 4
Некоторые представители философских течений Возрождения и их вклад в развитие гносеологии:
- Леонардо да Винчи. 1 Считал, что научное знание должно опираться на опыт, а не на научные авторитеты. 1 Опыт, о котором говорил мыслитель, отличался от созерцательного наблюдения эпохи античности и представлял собой целенаправленно проведённый эксперимент. 1
- Николай Кузанский. 12 Разработал концепцию, которая противопоставлялась религиозной схоластике. 1 Несмотря на мистико-идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малых величин, проблемы бесконечности, методологии математических понятий для познания природы, ряда диалектических идей — единство и борьба противоположностей и т. д.. 3
- Джордано Бруно. 13 Развил идеи Николая Коперника и пришёл к выводу, что Солнце не есть центр Вселенной, опроверг гелиоцентрическую систему мира. 1 Бруно одухотворил природу, наделил её божественными свойствами, растворил бога в природе. 3