Вклад Джона Локка в развитие педагогической теории заключается в следующем:
- Разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. 25 Локк утверждал, что ребёнок рождается как «чистая доска» и что результат воспитания зависит от того, что в него вкладывают. 5 Эта теория позволила Локку разработать педагогическую систему, которая повлияла на дальнейшее развитие буржуазной педагогики. 5
- Утилитаризм как руководящий принцип воспитания. 25 Локк считал, что обучение должно быть полезно для будущей деятельности воспитанника. 25 Отсюда большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. 25
- Расширение представлений о педагогических средствах. 5 Локк рассмотрел не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. 5 Он утверждал, что формальное заучивание правил поведения бессмысленно. 5
- Предложение методики развивающего обучения. 1 Локк советовал с детства приучать ребёнка к сосредоточенной умственной деятельности. 1 Он считал, что знания становятся достоянием человека только в результате самостоятельной сознательной деятельности. 1
- Выступление против традиционного классического образования. 25 Локк защищал реальное образование, которое вооружает полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т. п.. 25
- Уделение внимания индивидуальным особенностям ребёнка. 4 Локк понимал, как важно «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности». 4
Наследие Джона Локка сохраняет свою актуальность и ценность до настоящего времени. 3