Вклад Д. Б. Эльконина в теорию игры дошкольников заключается в следующих положениях:
- Разработка гипотезы об историческом возникновении формы игры, типичной для современных дошкольников. 2 Эльконин доказал, что ролевая игра является социальной по своему происхождению и содержанию. 2
- Выявление условий возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе. 1 Учёный показал, что игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания. 2
- Выделение основной единицы игры. 1 По мнению Эльконина, это мнимая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях. 1
- Раскрытие внутренней психологической структуры игры. 1 Учёный определил, что «внутренний» план игры связан с содержанием игры (отношениями людей), а «внешний» план — с сюжетом игры. 3
- Выяснение функций игры в психическом развитии детей дошкольного возраста. 1 Эльконин считал, что по уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению. 1
- Выделение уровней развития игры ребёнка дошкольного возраста. 4 Эльконин выделил четыре основных уровня, которые отражают этапы психического становления ребёнка. 4
В своей работе «Психология игры» Эльконин проводил мысль о внутреннем родстве всех видов игр, идею о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребёнка. 1