Вклад Чарльза Тейлора в исследование секуляризации общества заключается в критике традиционных интерпретаций секулярности, таких как отделение государства от церкви, приватизация религии, её вытеснение из публичного пространства, а также сокращение количества верующих и упадок веры. www.academia.edu nvo.ng.ru
Тейлор считает, что эти интерпретации неточны, поскольку упускают из виду конкретный социокультурный контекст, в котором актуализируется моральный, духовный и религиозный опыт людей. www.academia.edu
Некоторые аспекты вклада Тейлора:
- Понимание секуляризации как изменения. www.academia.edu Тейлор описывает секуляризацию как переход из общества, в котором было практически немыслимо не верить в Бога, в общество, в котором вера даже самого непоколебимого верующего является одной из человеческих возможностей среди прочих. www.academia.edu
- Выделение ступеней развития секуляризации. nvo.ng.ru Тейлор выделяет три ступени: постепенная замена христианской религии «эксклюзивным гуманизмом», критика их обоих в философии Просвещения, заканчивающаяся отрицанием гуманизма у Фридриха Ницше. nvo.ng.ru
- Исследование «социального воображаемого». nvo.ng.ru Тейлор называет так способ понимания людьми особенностей своего повседневного существования и отношения к миру, которое предшествует всякому оформленному мировоззрению, религиозному или светскому. nvo.ng.ru
- Акцент на возникновении новых форм духовности. www.academia.edu Тейлор полагает, что в эпоху секуляризации возникают новые формы духовности, использующие новый язык. www.academia.edu
Позиция Тейлора подробно обоснована в книге «Секулярный век». www.academia.edu