Вклад Аврелия Августина в развитие философии и богословия заключается в следующем:
- Создание синтеза христианской, римской и платоновской традиций. 1 Августин адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимся христианским идеям, что определило дальнейшее развитие европейской философской традиции. 1
- Систематизация христианского мировоззрения. 5 Августин стремился представить его как целостное и единственно верное учение. 5 Необходимость такой систематизации была связана с борьбой церкви против многочисленных еретических движений, разрушавших её единство. 5
- Разработка концепции соотношения веры и рационального знания. 1 Вера, по Августину, есть исходное основание любого знания. 1 Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой. 1
- Разработка учения о Троице. 12 В основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. 1 Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. 1
- Исследование отношения человека к божественной благодати. 23 Сущностью христианского учения Августин считал способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. 2
- Написание сочинения «О Граде Божьем». 4 В этом труде Августин хотел осмыслить судьбы человечества от Адама и Евы до наших дней. 4 Это взгляд на историю не как на цепь хаотических, не связанных между собой событий, а первая попытка историософии — поиск мудрости Божьей в истории человеческого бытия. 4
Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, его философские воззрения оказали влияние на всю христианскую Западную Европу. 5