Вклад Адольфа Дистервега в развитие педагогической мысли заключается в следующих аспектах:
- Разработка дидактики развивающего обучения. 45 Дистервег сформулировал её основные требования в виде 33 законов и правил. 4 Педагог считал, что обучение должно стимулировать задатки и самодеятельность человека, развивать его умственно, нравственно, физически. 5
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников. 24 Дистервег призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления. 2 Он настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. 3
- Гуманистическая направленность образования. 1 Дистервег считал, что главной целью образования должно быть развитие человеческой личности в её целостности. 1 Образование должно воспитывать у детей чувство ответственности, гражданскую сознательность, нравственные ценности и уважение к другим людям. 1
- Критика существующей системы образования. 1 Дистервег был критиком традиционной системы образования своего времени, которая, по его мнению, была слишком формализованной, догматической и не учитывала индивидуальные особенности учеников. 1
- Выступление против сословных и национальных ограничений в области образования. 4 Дистервег выступал против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. 4
- Отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. 2 Дистервег указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. 2
Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. 4