Уникальность технологии коллективного воспитания В. А. Сухомлинского заключается в ориентации на нравственность и духовность, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. 15
Некоторые особенности технологии:
- Процесс обучения строится как радостный труд. 1 Сухомлинский большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся, важную роль в обучении отводил слову учителя. 1
- Духовный мир личности и коллектив формируются благодаря взаимному влиянию. 1 Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становятся не организация и управление, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами. 1
- Воспитание строится на общении, благодаря которому у воспитанников развивается уверенность в собственных силах, способность к творческому решению проблем и вера в возможность их решения. 1
- Большое значение придается «воспитанию красотой» — искусство формирует душу человека. 1 Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». 1
- Разработана идея сближения семьи и школы. 5 Педагогическая ответственность за воспитание ребёнка должна в большей степени лежать на родителях. 5
Таким образом, технология Сухомлинского отличалась от официальной, авторитарной системы воспитания, в которой применялись оценки и наказания, и была основана на гуманистических принципах. 5