Теория врождённых лингвистических знаний в трансформационной грамматике (генеративной лингвистике), предложенная Ноамом Хомским, заключается в том, что в основе языковой способности человека лежит врождённый биологически обусловленный компонент, который определяет основные параметры человеческого мышления и, в частности, структуру знания языка. 13
Согласно этой теории, при взаимодействии врождённого компонента, общего для всех людей, и внешнего стимула (конкретного языка, на котором говорят окружающие) у ребёнка формируется полноценное владение родным языком. 13
Теоретической моделью врождённой языковой способности выступает универсальная грамматика — множество абстрактных принципов строения языка. 1 Эти принципы ограничивают допустимое многообразие синтаксических конструкций, грамматических форм, а также фонетических и семантических явлений в человеческом языке. 1
Ключевым аргументом в пользу существования врождённых языковых структур, по Хомскому, является то, что абсолютно любой человек, даже обладая низким интеллектом, способен научиться говорить, тогда как даже самое умное животное такой способности не имеет. 4