Теория пассионарности этногенеза Льва Гумилёва описывает этнос как сложную систему, комплекс взаимоотношений этноса с биосферой Земли, проходящий развитие через ряд стадий. ru.wikipedia.org
Пассионарность — ключевое понятие теории. media.halvacard.ru Гумилёв определял её как непреодолимое внутреннее стремление достичь цели, которая ценнее жизни — не только своей, но и современников. media.halvacard.ru
Некоторые аспекты теории:
- Пассионарии — люди, способные аккумулировать дополнительную энергию, которую они направляют на достижение целей. trends.rbc.ru Эти цели, как правило, глобальны, утопичны и часто превосходят инстинкт самосохранения. trends.rbc.ru
- Структура этноса, с точки зрения Гумилёва, включала пассионариев, гармонических людей (гармоников) и субпассионариев. trends.rbc.ru media.halvacard.ru
- Важнейшим фактором, определяющим траекторию развития этноса, по мнению Гумилёва, является наличие или отсутствие пассионариев, способных инициировать перемены и вести за собой массы. trends.rbc.ru
- Гумилёв связывал пассионарность с географией: этносы складываются в определённых климатических и географических условиях, «приспосабливаясь» к окружающей среде, находят собственную «экологическую нишу» и становятся частью энергетики своей среды обитания. ru.wikipedia.org
Теория Гумилёва не нашла признания у академических учёных. media.halvacard.ru Критики отмечали, что в работах много рассуждений об исторических закономерностях и роли пассионариев, но мало — строгих научных данных, например статистики. media.halvacard.ru