Теория оптимизации обучения, предложенная Ю. К. Бабанским, заключается в подборе такой методики обучения, которая позволяет добиться наилучших результатов при минимальных затратах времени и сил педагога и учеников в имеющихся условиях. 14
Некоторые принципы теории:
- Комплексное применение принципов и методов дидактики и воспитания. 2
- Эффективное управление образовательным процессом, которое подразумевает целостность планирования, организации, регулирования, учёта и контроля. 2
- Направленность дидактических и воспитательных воздействий, которая базируется на всестороннем изучении ученика и применении дифференцированного подхода к его обучению, развитию и воспитанию. 2
- Оптимальность педагогических усилий школы, семьи, социума к творческому применению идей эффективных учебно-воспитательных воздействий к личности и коллективу. 2
Критерии оптимизации, разработанные Ю. К. Бабанским и М. М. Поташником, включают: 1
- максимальные результаты в освоении знаний, умений и навыков; 1
- минимальную трату времени учеников и педагогов на достижение оптимальной цели обучения; 1
- минимальное использование усилий для достижения поставленных результатов за определённый временной промежуток; 1
- минимальную трату средств на достижение поставленных результатов за определённый временной промежуток. 1
Способы оптимизации обучения, предложенные Ю. К. Бабанским, включают, например: планирование и конкретизацию задач образования, обоснование содержания задач образования, выбор оптимальной структуры урока и другие. 14