Теория естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо заключается в том, что воспитание должно быть связано с естественным развитием ребёнка, поэтому он отвергал традиционную систему воспитания. spravochnick.ru
Некоторые положения теории:
- Ребёнок рождается восприимчивым к миру, получая впечатления через органы чувств. spravochnick.ru По мере взросления его восприимчивость растёт, знания об окружающей действительности расширяются под воздействием взрослых. spravochnick.ru
- Воспитание должно развивать истинную свободу человека, всё искусственное вызывает у Руссо неприятие. spravochnick.ru
- Ребёнок является центром педагогического процесса, но воспитатель должен помогать ему, направлять, но ни в коем случае не навязывать свою волю. spravochnick.ru
- Обучение и воспитание объединены общей целью — вырастить самостоятельного, доброжелательного, здравомыслящего человека. spravochnick.ru
- Воспитание должно проходить на лоне природы, например, в загородном доме под руководством наставника и учителя. spravochnick.ru
- В основе всего обучения должны быть конкретные наблюдения и познание на опыте. cyberleninka.ru Ребёнок нуждается в собственном видении и собственном суждении больше, чем в специальных знаниях. cyberleninka.ru
Свою теорию «свободного естественного воспитания» Руссо изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). spravochnick.ru