Связь умственного развития и мотивации в образовательном процессе заключается в том, что они влияют друг на друга. 14
Умственное развитие связано с тем, какого уровня сложности задачи ставит перед собой ученик, как оценивает результаты своей деятельности. 1 Исходно высокий уровень умственного развития выступает, с одной стороны, важным условием реализации изначально имевшегося у ребёнка уровня мотивации, а с другой — условием дальнейшего формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности. 4
Мотивация, в свою очередь, влияет на интеллектуальную сферу, проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. 1
Чем выше уровень мотивации ученика, тем больше побуждающих факторов в учебной деятельности, тем больших результатов он может достичь. 3 И наоборот, снижение положительной мотивации учеников ведёт к снижению успешности и эффективности обучения. 2