Суть теории пассионарности Льва Гумилёва заключается в идее о том, что на существование народов напрямую влияет наличие или отсутствие пассионариев — лидеров и преобразователей, способных изменять окружающий мир. 2
Гумилёв определял пассионарность как непреодолимое внутреннее стремление достичь цели, которая ценнее жизни — не только своей, но и современников. 5 Эти цели, как правило, глобальны, утопичны и часто превосходят инстинкт самосохранения. 2
Ученый считал, что пассионарии являются двигателями исторических процессов, определяя судьбы народов и государств. 2 Благодаря пассионарным личностям группы людей захватывают и осваивают новые территории, создают новые стереотипы поведения, что в итоге ведёт к формированию этноса. 4
Гумилёв связывал пассионарность с географией: этносы складываются в определённых климатических и географических условиях, «приспосабливаясь» к окружающей среде, находят собственную «экологическую нишу» и становятся частью энергетики своей среды обитания. 4
Однако теория пассионарности не подтверждена эмпирическими исследованиями, а сама идея пассионарного толчка остаётся гипотетической. 2