Суть технократической парадигмы образования заключается в том, что основная цель — передача подрастающим поколениям и усвоение ими «точного» научного знания, которое необходимо для дальнейшего совершенствования практики. 1
В основе парадигмы лежит представление об истине, доказанной научно обоснованным знанием, проверенным опытом. 2 Критерием истинности знания служит только практика. 3
Некоторые другие особенности технократической парадигмы:
- Наличие эталона, норматива, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности. 2
- Ценность человека определяется его познавательными возможностями. 1 Человек ценен не сам по себе, как уникальная индивидуальность, а лишь как специалист, носитель эталонного (стандартизированного) знания или поведения. 1
- Взаимодействие участников педагогического процесса строится по принципу сообщения информации субъектом (учителем) объекту (ученику) в жанре монолога. 2
- Методики обучения направлены на то, чтобы с наибольшей точностью «ввести» установленное нормативом знание в сознание и поведение ученика, а затем обеспечить его полное воспроизведение. 2