По А. М. Матюшкину, суть проблемного обучения заключается в создании условий для творческого усвоения знаний и развитии интеллектуальных и творческих возможностей учащихся. 4
Основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация — учебно-познавательное задание, которое характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, способами действия и предъявляемым в задании требованием. 1
Структура проблемной ситуации, по А. М. Матюшкину, включает три главных компонента: 1
- Неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, которое раскрывается в проблемной ситуации. 14
- Действие, необходимость выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знании или способе действия. 14
- Возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. 14
Процесс проблемного обучения, по А. М. Матюшкину, состоит из двух этапов: 4
- Постановка практического или теоретического задания, которое вызывает проблемную ситуацию. 4
- Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации либо путём самостоятельного исследования ученика, либо путём сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания. 4