Суть принципа дополнительности в воспитании заключается в подходе к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. 4
Этот принцип предполагает: 1
- Изучение воспитания как одного из социальных институтов. 1 Он включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные), воспитательные организации различных видов и типов. 1
- Рассмотрение воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов. 1 Например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи. 1 Такие процессы создают условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека. 1
- Признание взаимодополняемости различных систем ценностей. 3 К ним относятся западные и восточные культуры, традиционные для России и характерные для советского периода её истории, различные социальные, профессиональные и возрастные субкультуры и другие. 1
Принцип дополнительности в социальной педагогике сформулировал В. Д. Семёнов. 3