Суть педагогики сотрудничества Игоря Иванова заключается в нацеленности воспитания на развитие творческого потенциала личности. 1
Иванов рассматривал воспитание как процесс целостный, творческий и деятельный. 2 Он считал, что главная задача воспитателя — не чрезмерная опека над детьми, а создание «нового, общественно важного опыта». 2
Некоторые ключевые идеи педагогики сотрудничества Иванова:
- Идея постановки сложной цели. 1 Перед учащимися необходимо ставить наиболее трудные задачи, чтобы развить у них уважение к себе и своим способностям. 1
- Идея фундамента. 1 Использование в обучении методов и приёмов, которые упрощают восприятие и усвоение учебной программы. 1
- Идея свободы. 1 Учащимся даётся право выбора содержания и методов исследования учебной программы. 1
- Идея взаимодействия. 1 Процесс обучения строится на диалоге, то есть на построении системы взаимодействия между учащимися и педагогом. 1
- Идея опережения. 1 Необходимо давать учащимся задания, которые требуют от них новых подходов к их решению, заставляют освоить новые методики познания. 1
- Идея блочного изучения. 1 Программы образования необходимо делить крупные блоки, чтобы снизить нагрузку на учащихся и усвоить больший объём материала. 1
- Идея самоанализа. 1 Предполагает развитие у учащихся способности к анализу своих действий, умению критически оценить свою деятельность и свои успехи. 1
Игорь Иванов разработал методику коллективной творческой деятельности (КТД), которая, по его мнению, способна оказать комплексное педагогическое воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств детей, их познавательных способностей, умений группового взаимодействия, мировоззрение в целом. 5