Суть модели развития науки по Томасу Куну заключается в следующем:
Наука развивается не линейно, а проходит через циклы. 1 Период стабильности сменяется периодами кризисов, когда накопленные аномалии вызывают нужду в смене парадигмы. 1
Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования. 2 Она даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решений. 2
Научная революция происходит, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы. 3 В результате формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников. 3
Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки. 3 Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний. 3