Суть методики обучения Виктора Шаталова заключается в использовании опорных конспектов и сигналов, которые помогают лучше запоминать материал. 2 Ученики не просто заучивают конспект, а стараются вникнуть в суть темы, опираясь на визуализированные подсказки. 2
Некоторые принципы методики Шаталова:
- Обучение крупными блоками, в которых темы взаимосвязаны. 4 Такой подход позволяет отказаться от фрагментации и увидеть общую картину. 1
- Передача сути материала, уменьшение нагрузки на запоминание. 4 Шаталов считал, что перед учениками нельзя ставить две цели одновременно: понять материал и запомнить его. 2
- Запрет на одновременную запись и прослушивание материала. 1
- Закрепление теории в блок-схемах и опорных конспектах, что облегчает запоминание. 4
- Создание обстановки, в которой каждый учащийся чувствует себя спокойно и уверенно. 4
- Применение принципа поурочного балла — опрос каждого ученика на каждом уроке. 4
- Акцент на первоначальное изучение теоретического материала, и лишь затем практического. 4
- Гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления. 4
В целом суть системы заключается в том, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял свои знания в нестандартных условиях. 4