Суть методики Фридриха Фребеля при работе с детьми раннего возраста заключается в использовании игр-занятий с дидактическим материалом, который педагог назвал «дарами». 15
Некоторые аспекты методики:
- Игра как основа воспитания. 5 Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. 2 Он был убеждён, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». 5
- Развитие речи. 5 Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, так как был убеждён, что ребёнок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начнёт значительно раньше других детей. 5
- Коллективное воспитание. 5 Фребель выступал за обязательное нахождение ребёнка среди других детей, то есть в детском саду. 5 При этом он призывал не забывать и об индивидуальности каждого малыша. 5
- Отсутствие наказаний. 5 Фребель был гуманистом и отрицал любое проявление жестокости по отношению к детям. 5
С помощью «даров» ребёнок учится моделировать «формы жизни», постепенно переходя от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. 1 Также воспитатель связывает каждую модель, созданную ребёнком, с его предметным и социальным окружением, чтобы сформировать у него системные знания об окружающей действительности. 1