Суть метода «Шесть шляп мышления», разработанного Эдвардом де Боно, заключается в поочерёдном рассмотрении ситуации с шести сторон. 5 Для каждой роли полагается шляпа определённого цвета. 5
Вот описание некоторых шляп и их функций:
- Белая шляпа. 3 Сосредоточивает внимание на имеющихся в распоряжении данных. 3 Нужно понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. 3
- Красная шляпа. 3 Включает интуицию и чувства. 3 Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. 3
- Чёрная шляпа. 5 Позволяет посмотреть на всё с критической стороны. 5
- Жёлтая шляпа. 3 Подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. 3 Нужно выделять сильные стороны и преимущества каждого решения. 3
- Зелёная шляпа. 3 Отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. 3 Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами. 3
- Синяя шляпа. 3 Не связана непосредственно с выработкой решения. 3 Её надевает руководитель — тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. 3 Он управляет всем процессом — даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. 3
Поочерёдное использование каждой из шляп позволяет посмотреть на ситуацию объёмно, сделать картину своего взгляда на вопрос разноцветной, а не монохромной. 5 Чем чётче и «ярче» видна ситуация, тем больше шансов, что в итоге будет принято правильное решение. 5