Суть метода педагогического моделирования заключается в том, что исследуется не сам образовательный процесс или объект, а его аналог — созданная модель с признаками, приближёнными к реальным. 3
Некоторые особенности метода:
- Позволяет получить отдельные характеристики оригинала на более простом объекте. 14 Модель замещает оригинал в некоторых отношениях, которые определяются целями педагогического исследования. 14
- Даёт возможность совершать эксперименты с моделью, которая является более доступным объектом для изучения, чем реальная ситуация. 2
- Модель предстаёт как совокупная система взаимосвязанных элементов. 2 Это позволяет изучить её на всех уровнях, рассмотреть внутреннюю организацию педагогического явления, проверить правильность выдвинутой ранее гипотезы. 2
- Способствует появлению новых понятий и уточнению прежних. 2
Алгоритм использования моделирования в качестве метода педагогического исследования: 3
- Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров. 3
- Создание моделей — их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами. 3
- Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы. 3
- Проведение мониторинга выбранной модели, оценки её свойств и выявление на её основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены. 3
- Корректировка модели на основании её мониторинга или отказ от неё и создание новой модели. 3