Суть метода параллельного воздействия А. С. Макаренко заключается в одновременном воздействии педагога на коллектив и личность. 1
Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 5 То есть действовала логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. 5
Например, если происходило нарушение дисциплины, педагог не имел дело с нарушителем, а обращался к органам самоуправления с просьбой разобраться. 1 Он мог ограничиться замечанием или советом. 1 Если же нарушения повторялись, педагог апеллировал к общественному мнению коллектива. 1
Таким образом, воспитатель влиял на воспитанников не прямо, а через коллектив, чтобы они в свою очередь повлияли на провинившегося. 1