Суть культурно-исторической теории Льва Выготского заключается в следующем:
Учёный выделял два плана поведения человека: 2 натуральный (предопределённый биологической составляющей и не регулируемый волей человека) и культурный (полностью контролируемый человеком). 2 Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам. 2
В процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности. 4 К ним относятся произвольное внимание, логическая память, понятийное мышление и разумная речь. 4
Историческое возникновение высших психических функций Выготский связывает с трудовой деятельностью. 4 Он вводит понятие «психологические орудия», к которым относит язык, число и письмо (в общем смысле — знаки). 4 Если орудия труда направлены на овладение природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы сознательными. 4
Основным механизмом развития высших психических функций является интериоризация. 4 Это перевод внешних действий во внутренний план сознания. 4
Поведение и характер человека формируется не только на базе его развития в детстве, но и с помощью исторического развития, то есть соотносится с конкретно-историческим контекстом. 1