Суть концепции самодеятельности в образовании заключается в том, чтобы стимулировать учащегося к саморазвитию, поместив его в подготовленную специализированную среду. 4
Некоторые характеристики самодеятельности:
- Инициативность. 23 Самодеятельность выполняется по собственной инициативе, на основе интереса и собственного выбора. 23 Деятельность, вызванная командой педагога или давлением группы, не является самодеятельностью, так как она воспринимается личностью как навязанная извне. 23
- Личностный смысл. 23 В основе самодеятельности лежат знания и опыт, полученные индивидом в процессе обучения или на практике. 23
- Творческий характер. 23 В самодеятельности проявляется сущность человека с её отношением к содержанию деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей. 23
- Изменение объекта и субъекта деятельности. 23 В процессе самодеятельности производятся духовные и материальные ценности, вносятся изменения в окружающую действительность, происходит развитие науки и культуры, общества и самого человека. 23
Концепция самодеятельности в образовании связана с идеями развивающего обучения, например, предложенными Ф. А. Дистервегом. 1 Он понимал самодеятельность как активность, инициативу и считал её важнейшей чертой личности. 1 В развитии детской самодеятельности Дистервег видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования. 1