Сущность звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте заключается в пути от изучения звукового и графического облика слова к его целостному восприятию в процессе чтения и (или) письма. 1
В основе метода лежат приёмы анализа и синтеза, которые рассматриваются в единстве: 1
Анализ включает следующие шаги: 1
- Ученики знакомятся с предложением как основной коммуникативной единицей речи и учатся вычленять из его состава слова. 1
- В составе слов выделяются звуки и их сочетания. 1
- Каждый выделенный звук характеризуется с точки зрения его акустических и артикуляционных признаков. 1
- При знакомстве с новым звуком он сопоставляется по основным фонетическим признакам с уже изученными. 1
- На заключительном этапе устанавливается место звука в слове. 1
Синтез включает путь от минимальных единиц к наиболее сложно организованным формам: 1
- Образование из исходных звуков или букв слогов и словоформ. 1
- Слоговое чтение по карточкам и (или) таблицам с последующим переходом к чтению целых лексем и предложений. 1
Некоторые особенности метода:
- Звуки и буквы изучаются не изолированно от слова, а только в слове, в тесной связи со смысловым значением слова. 4
- Обучение грамоте опирается на живую речь, на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты. 5
- В качестве единицы чтения берётся слог. 25
- Последовательность изучения звуков и букв устанавливается по принципу частотности. 5
- Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. 5