Сущность теории проблемного обучения М. И. Махмутова заключается в том, что знания не передаются обучающимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе учебной деятельности, имитирующей научно-исследовательский процесс, организуемый и управляемый учителем. lms.vspu.ru
Некоторые аспекты теории:
- Цель проблемного обучения — усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов. lms.vspu.ru
- Основной элемент проблемного обучения — проблемная ситуация, которая возникает у ученика во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность. lms.vspu.ru
- Учебная проблема трактуется как проявление интеллектуальных и психологических противоречий в процессе усвоения знаний, которое направляет в определённую сторону умственный поиск учащихся, пробуждает их интерес к исследованию и объяснению сути неизвестного и ведёт к приобретению новых понятий или новых методов действия. cyberleninka.ru
- Универсальными и эффективными формами выражения проблемы являются проблемные вопросы, задачи, задания. cyberleninka.ru
Цель теории — формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. lms.vspu.ru