Сущность теории коллектива А. С. Макаренко заключается в том, что воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе. infourok.ru cyberleninka.ru
Некоторые аспекты теории:
- Принцип параллельного педагогического действия. skillbox.ru Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. skillbox.ru
- Важность общих целей. skillbox.ru infourok.ru Постановку целей Макаренко называл системой перспективных линий, а закон движения коллектива видел в том, что достижение целей рождает новые перспективы. skillbox.ru
- Самоуправление. skillbox.ru foma.ru По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. foma.ru
- Организационное строение коллектива. foma.ru Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. foma.ru Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. foma.ru
- Роль традиций. www.prodlenka.org А. С. Макаренко уделял большое внимание возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. www.prodlenka.org Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь. www.prodlenka.org