Сущность теории коллектива А. С. Макаренко заключается в том, что воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе. 34
Некоторые аспекты теории:
- Принцип параллельного педагогического действия. 1 Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 1
- Важность общих целей. 13 Постановку целей Макаренко называл системой перспективных линий, а закон движения коллектива видел в том, что достижение целей рождает новые перспективы. 1
- Самоуправление. 12 По Макаренко, самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания деятельных организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело и самодисциплины. 2
- Организационное строение коллектива. 2 Макаренко считал, что организационное строение коллектива должно напоминать отношения в семье. 2 Так как в коллектив входили разновозрастные воспитанники, происходила непрерывная передача опыта старшими, а младшие усваивали привычки поведения, приучались уважать старших товарищей. 2
- Роль традиций. 5 А. С. Макаренко уделял большое внимание возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. 5 Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь. 5