Сущность педагогических отношений между учащимися и педагогами заключается в педагогическом взаимодействии — способе организации образовательного процесса, в ходе которого реализуется построение взаимоотношений между его субъектами: педагогом и учащимся. 3
Процесс педагогического взаимодействия ориентирован на развитие личности учащегося или воспитанника. 3 В его основе лежит сотрудничество, то есть субъекты взаимодействия действуют сообща для достижения целей и задач образования и стремятся соблюдать нормы педагогического взаимодействия, правила этикета и нравственные ориентиры в своей деятельности. 3
Некоторые виды взаимоотношений педагогов с учащимися:
- Устойчиво-положительное отношение характеризуется постоянным вниманием к работе всего класса и отдельных обучающихся, наличием деловых контактов, принятием всех обучающихся, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. 1
- Неустойчиво-положительное отношение проявляется тогда, когда имеют место элементы и положительного, и отрицательного отношения, но с преобладанием положительного. 1 Чаще всего это ситуативные отношения, обусловленные сменой настроения, результатами деятельности, поведением учащихся. 1
- Пассивно-положительное отношение — это индифферентное отношение. 1 При нём возникают дистанция между учителем и учащимися, безразличие, отсутствие взаимной тяги и стремления к взаимодействию. 1
- Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или ученики демонстративно подчёркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость. 1 Такое отношение встречается реже и, как правило, проявляется в ситуациях конфликта и взаимной агрессии. 1