Возможно, имелись в виду модели развития научного знания. Некоторые из них:
- Постепенное развитие науки. 1 Истоки любого нового знания ищут в прошлом, а работа учёного сводится к внимательному изучению работ предшественников. 1
- Развитие науки через научные революции. 1 Периодически любая наука переживает коренную смену господствующих в ней представлений и переходит от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». 1 Парадигмой называют господствующую систему идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период. 1
- Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания. 1 За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. 1 Критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. 1
- Развитие через интеграцию научного знания. 1 Строят систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: используют теорию и методы других наук. 1
Также существует кумулятивная модель развития научного знания, которая основана на двух постулатах: 2
- Всякое новое знание достигается только с учётом прежних достижений, но всегда более адекватно воспроизводит действительность. 2
- Значение имеют только те элементы прошлого научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. 2