Возможно, имелись в виду модели развития научного знания. Некоторые из них:
- Постепенное развитие науки. vk.com Истоки любого нового знания ищут в прошлом, а работа учёного сводится к внимательному изучению работ предшественников. vk.com
- Развитие науки через научные революции. vk.com Периодически любая наука переживает коренную смену господствующих в ней представлений и переходит от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». vk.com Парадигмой называют господствующую систему идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период. vk.com
- Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания. vk.com За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. vk.com Критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. vk.com
- Развитие через интеграцию научного знания. vk.com Строят систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: используют теорию и методы других наук. vk.com
Также существует кумулятивная модель развития научного знания, которая основана на двух постулатах: www.dvfu.ru
- Всякое новое знание достигается только с учётом прежних достижений, но всегда более адекватно воспроизводит действительность. www.dvfu.ru
- Значение имеют только те элементы прошлого научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. www.dvfu.ru