Сущность метода противопоставления в технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанной П. М. Эрдниевым, заключается в совместном и одновременном изучении противоположных и сходных понятий, явлений, процессов в сравнении и сопоставлении. 3
Некоторые варианты применения метода:
- Одновременное изучение взаимно обратных действий и операций (логарифмирование и потенцирование, синтез и анализ, соединение и деструкция). 1
- Сравнение противоположных понятий при одновременном их рассмотрении (прямая и обратная химическая реакция, ингибирование и торможение). 1
- Сопоставление родственных и аналогичных понятий (мономер — олигомер, полимеризация — поликонденсация). 1
- Сопоставление этапов работы над заданием или способов его решения (графическое и аналитическое решение системы уравнений, доказательства рассуждением и с помощью графов, геометрический и физический смысл понятия). 1
Изучение противоположных и сходных понятий, взаимосвязанных тем способствует развитию у учащихся операции обобщения и абстрагирования. 3