Сущность исследовательского подхода в образовании заключается в организации поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения. 2
Некоторые аспекты, в которых проявляется сущность такого подхода:
- Введение методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике). 4
- Организация учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности. 4
- Актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. 4
- Усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности. 4
- Изменение характера взаимоотношений «преподаватель — учащийся — коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. 4
Некоторые преимущества исследовательского подхода в образовании:
- Развитие критического мышления. 23 Исследовательские задания ставят перед учащимися задачи, требующие анализа и оценки информации. 2
- Самостоятельность и ответственность. 2 Учащиеся становятся активными участниками процесса обучения, что способствует развитию их самостоятельности и ответственности за своё обучение. 2
- Творческий подход к решению проблем. 2 Исследовательские методы позволяют учащимся применять свои знания и навыки для поиска новых решений и подходов к проблемам. 2
- Запоминание и понимание. 2 Учащиеся, задействованные в исследовательских проектах, чаще всего лучше запоминают и понимают материал, так как он связан с их собственным опытом и активностью. 2