Средовой подход к управлению воспитательным процессом — это теория и технология опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребёнка. 14
Суть подхода в том, чтобы воспитывать детей через ту среду, которая их окружает, через организацию восприятия этой среды, которую сами дети совершенствуют с помощью педагогов, родителей, друзей школы. 1
Некоторые идеи средового подхода:
- Влияние среды на развитие и формирование личности. 3 Чем шире возможности, предоставляемые средой, тем неповторимее окажется жизненный путь и самобытнее личность. 3
- Расширение возможностей выбора и развития индивидуальности за счёт разнообразия условий, созданных в образовательной среде. 3
- Важность несилового воздействия на процесс управления личностью через среду. 3
- Необходимость соблюдения алгоритма управления личностью через среду: диагностика — проектирование — продуцирование. 3
- Соответствие способов и средств решения задач воспитания содержанию поставленных целей. 3
Средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. 4