Специфика взаимодействия педагога и детей при личностно-ориентированном подходе заключается в том, что в центре внимания стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. 3
Некоторые особенности такого взаимодействия:
- Совместная деятельность. 24 Ребёнок осваивает позицию субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются его интересы, склонности, потребности, желания, развивается творческий потенциал, формируются личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность). 24
- Создание ситуаций, ориентированных на личностное развитие. 24 Это ситуации успеха, обращённые к личному опыту ребёнка, ситуации выбора задания, оборудования, партнёра по деятельности и т. д.. 24
- Предоставление права выбора. 34 Ребёнку предлагается совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. 34
- Оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения. 2 Важно, как ребёнок думал, как делал, какие эмоции испытывал. 2
- Использование разнообразных форм общения, особенно диалога. 2
- Применение интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе. 2
- Проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему. 3
Личностно-ориентированный подход предполагает, что педагог и ребёнок работают совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что способствует развитию личности, личностному росту ребёнка. 2