Специфика взаимодействия педагога и воспитанников в педагогическом процессе заключается в следующих аспектах:
- Субъект-субъектный характер взаимоотношений. 4 И педагог, и воспитанник являются субъектами процесса, их взаимоотношения строятся на демократических принципах и предполагают равенство. 2
- Гуманистическая направленность. 2 Воспитанников рассматривают как полноценных субъектов воспитательной деятельности, учитывают их интересы и потребности. 2 Ориентация направлена не только на развитие детей, но и на личностный рост педагога. 2
- Обмен опытом и эмоциями, идеями. 2 Это стимулирует развитие как ребёнка, так и взрослого. 2 Ребёнок осваивает навыки общения и социального взаимодействия, формирует навыки самостоятельной деятельности. 2
- Наличие двух сторон: функционально-ролевой и личностной. 3 В рамках функционально-ролевой стороны педагог выполняет определённую роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует её результаты. 3 Личностная сторона связана с тем, что педагог передаёт ученикам свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. 3
- Необходимость психологического контакта. 1 Для успешного педагогического воздействия нужен психологический контакт с воспитанником, отсутствие психологических барьеров. 1
Таким образом, специфика взаимодействия педагога и воспитанников заключается в том, что процесс предполагает взаимную активность и сотрудничество участников, направленное на развитие личности ребёнка. 5