Специфика восприятия литературных произведений детьми с нарушениями слуха заключается в следующих особенностях:
- Трудности с пониманием отдельных слов, сочетаний и целых фраз. 14 Особую сложность представляет лексика, отражающая переживания человека (обрадоваться, понравиться, удивиться, возмущаться). 1
- Непонимание употреблённых в тексте местоимений. 1 Местоимения «он», «его» не всегда правильно соотносятся с существительными, на которые указывают. 1
- Неумение ориентироваться в тексте, стремление к дословному воспроизведению целого абзаца из него. 1
- Сложности с установлением причинно-следственных связей. 1 Дети затрудняются в объяснении причины действия, смешивают причину и следствие, выделяют условие действия вместо причины, причиной считают внешние признаки, а не внутренние факторы. 1
- Упрощённое понимание образов главных героев. 5 Дети не могут отделить их от второстепенных персонажей. 5
- Трудности с восприятием лирических произведений. 2 Дошкольники и школьники младшего возраста не чувствуют мелодики и ритмики стиха, выразительности рифмы. 2 Подростки с нарушениями слуха самостоятельно к лирике не обращаются, она трудна для их понимания. 2
Наблюдается прямопропорциональная зависимость между уровнем развития речи и уровнем понимания художественного произведения, уровнем развития эмоционально-волевой сферы, житейского опыта. 1