Специфика управления конфликтными ситуациями в педагогике заключается в следующем:
- Заинтересованность в конструктивных последствиях конфликта. 1 Необходимо понять воспитательное значение конфликта, возможное использование его для личностного роста, нравственного развития, извлечения позитивного опыта для каждого из участников. 1
- Системность и глубинность при анализе причин конфликта. 1 Нужно учитывать соотношение объективных деловых и субъективных — личностных факторов в возникновении конфликта. 1
- Исключение односторонней ответственности за возникновение конфликта. 1 Участвуют две стороны, каждая вносит свой вклад в развитие конфликта. 1
- Нейтралитет посредника. 1 Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам необходима для эффективного разрешения конфликтной ситуации. 1
- Профилактика конфликтов. 1 В педагогическом процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем сознательно провоцируемых. 1 Предотвращение отрицательных последствий любого конфликта связано с умением вычленить его внешнюю и внутреннюю причину как основу конфликтной ситуации. 1
Также при управлении конфликтами в педагогической среде важно учитывать особенности их участников: различия в социальных статусах, возрасте и жизненном опыте, в степени ответственности при разрешении конфликта. 3