Специфика учебно-познавательных мотивов у младших школьников заключается в следующих особенностях:
- Невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. 1 Чтобы стремление не «остыло», между созданием намерения и его выполнением не должно проходить много времени. 1
- Ситуативность интересов. 13 Они возникают в определённой ситуации, чаще всего под воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончится. 1
- Малоосознанность мотивов. 1 Ученик не может назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете. 1
- Слабое обобщение мотивов. 1 Они охватывают один или несколько учебных предметов, объединённых по их внешним признакам. 1
- Ориентировка на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. 1
- Отсутствие воли к преодолению трудностей. 1 До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется стремление преодолевать трудности в учебной работе. 1
При этом есть и благоприятные характеристики мотивации: общее положительное отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. 3