Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующих особенностях:
- Отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность. 1 Продукты детского труда имеют ценность для самого ребёнка или группы детей. 1
- Близость к игре. 12 Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. 12
- Ситуативный и необязательный характер труда. 2 Деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого. 2
- Неумение самостоятельно ставить цель в труде. 2 Дети не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. 2
- Действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. 2 Они могут повторяться многократно, не преследуя определённой задачи. 2
- Неумение планировать трудовую деятельность. 25 Часто дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда. 2
- Увлечение процессом деятельности, а не результатом труда. 2 Для ребёнка результат имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. 2
Трудовые умения детей старшего дошкольного возраста включают в себя умение ставить цель, действовать под влиянием общественно значимых мотивов, планировать работу, достигать результата и оценивать его. 5