Специфика сенсорного воспитания детей с тяжёлыми формами умственной отсталости заключается в том, что сенсорный опыт накапливается только в специальных условиях обучения. 3 Чем более выражена тяжесть интеллектуального нарушения, тем значительнее роль чувственного опыта в познании и ориентировке в окружающем мире. 3
Некоторые особенности сенсорного развития таких детей:
- Слабое развитие познавательных интересов, малоинициативность, поверхностное восприятие, краткосрочная память, неустойчивое внимание. 4
- Недостаточное владение способами обследования предметов. 4 Дети действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным новой ситуации. 4
- Замедленный темп развития перцептивных действий, особенно у детей с тяжёлой умственной отсталостью. 1
- Необходимость большего количества повторений для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия. 1
Некоторые методы сенсорного воспитания:
- Использование дидактических игр. 1 Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. 1
- Применение стимульных материалов. 2 Они направлены на развитие основных видов восприятия: тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое. 2
- Использование сенсорной коробки. 2 Она развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. 2