Специфика решения спонтанно возникающих педагогических ситуаций заключается в следующем:
- Анализ ситуации. 1 Он включает в себя определение объективных сторон и оценку собственной позиции в данной ситуации. 1
- Осмысление сложившейся ситуации. 1 Педагог стремится понять суть проблемы. 1
- Поиск противоречий, заложенных в основе ситуации. 1
- Установление точки опоры, необходимой для успешного разрешения противоречия (возрастные особенности, закономерности развития, специфика общения и взаимодействия между учащимися и т. д.). 1
- Постановка педагогической задачи. 1
- Поиск вариантов решения ситуации (стандартных и нестандартных). 1
- Точное установление собственной педагогической позиции (является одним из важнейших критериев успешности решения ситуации). 1
- Выбор оптимального решения педагогической ситуации и его обоснование. 1
- Проведение предварительной оценки возможных негативных и позитивных последствий данного решения. 1
При решении педагогических ситуаций важно обдуманно и взвешенно учитывать интересы всех участников конфликта. 4