Специфика проведения проблемного урока в старшей школе заключается в том, что знания не передаются ученикам в готовом виде, а приобретаются в процессе учебной деятельности, имитирующей научно-исследовательский процесс. 1
Некоторые особенности такого урока:
- Постановка реальной проблемной ситуации. 2 Она не должна создаваться искусственно. 2 Это необходимо, чтобы, изучая новую тему, учащийся пришёл к новому уровню познания, понимания и развития. 2
- Активное участие учеников в поиске решения. 4 Ученик может работать как самостоятельно, так и с помощью учителя, который направляет его в поиске решения. 4
- Разнообразие форм проведения. 5 Это могут быть проблемные лекции, семинары, уроки-конференции, диспуты, дебаты. 5
- Индивидуализация обучения. 2 Проблемные уроки опираются на индивидуальную специфику развития личности, её возрастные особенности. 2
- Динамичность процесса. 2 Одна проблемная ситуация перетекает в развитие другой, исключается категоричность и стабильность. 2
Проблемные уроки помогают развить логическое мышление, творческую активность, мотивируют школьников к обучению. 23