Специфика занятий по сравнению предметов в дошкольном образовании заключается в использовании определённых методик и приёмов, которые помогают детям научиться выделять размер как свойство предмета и характеризовать его. 3
Некоторые особенности:
- Использование предметов контрастных размеров. 15 Разница в размерах демонстрационного материала должна быть не менее 10–15 см, раздаточного — не менее 5 см. 1
- Расположение предметов. 1 При сравнении предметы располагают так, чтобы сравниваемый размер был хорошо виден. 1
- Применение жестов. 1 Чтобы выделить отдельные измерения, педагог может проводить рукой вдоль предмета (длина), поперёк предмета (ширина), а при сравнении высоты — снизу вверх, от основания до верхнего края предмета. 1
- Создание игровых ситуаций. 1 Успех того или иного действия в игре связан со степенью выраженности определённого признака и требует его учёта. 1
- Использование раздаточного материала. 2 Это могут быть полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине, тесьма разной длины и ширины, лоскутки ткани разной толщины и т. п.. 2
- Обучение способам сравнения. 2 Младших дошкольников учат сравнивать предметы путём приложения и наложения. 24
- Использование дидактических игр. 4 Например, «Ателье», «Мастерская», «Найди пару», «Магазин», «Соберем домик» и другие. 4
В процессе занятий у детей развивается глазомер, накапливается опыт в умении различать размерные отношения, обогащается и совершенствуется речь за счёт использования при обозначении величины предметов соответствующих слов. 2